Главная | Регистрация | Вход | RSS | Понедельник, 13.05.2024, 08:41 | ||||||||||||||||||||||||||||
. | |||||||||||||||||||||||||||||
Сын земли чувашскоСын земли чувашскойСын земли чувашской На сцену выходят мальчик с девочкой Мальчик: Катя, я знаю, почему сегодня в зале собрались дети? Девочка: Почему? Мальчик: Сегодня день рождения чувашскому народному поэту Якову Ухсаю. Девочка: А ты откуда знаешь? Мальчик: А как не знать? В классе мы читали его стихотворения на чувашском и русском языках, учительница рассказывала нам его биографию, на первом этаже оформлен стенд к юбилею, а в библиотеке такая выставка…. Вот я и решил прийти на вечер и узнать о нем побольше. Девочка:Тогда давай мы посидим с тобой и послушаем. Звучит прелюдия из сюиты «Сильби» В.Ивашина. Девочка читает отрывок из поэмы К.В.Иванова «Нарспи» - Катя, ну это же отрывок из поэмы «Нарспи». Ее же написал К.Иванов, а не Я.Ухсай. - Правильно, это действительно отрывок из поэмы «Нарспи», но здесь Иванов так красочно описывает те места, где родился и вырос Я.Ухсай. - Значит, Я.Ухсай и К. Иванов родились в одной деревне? - верно. Оба замечательных чувашских поэта родились в селе Слакбаш Башкирской Республики. Кроме того, Я. Ухсай – троюродный брат К.Иванова. А сейчас давай дальше слушать. А в конце ты нам скажешь свое мнение о поэте. Первый ведущий: Я. Г. Ухсай родился 26 ноября 1911 года в селе Слакбаш Башкирской Республики в бедной крестьянской семье. Родители его были неграмотны, но дали будущему поэту нужное образование: они научили его ценить родной язык, познакомили с бесценным богатством народного творчества. Второй ведущий: Уже с детства он знал все места, где развертывалась трагическая история Нарспи и Сетнера. Может быть, тогда Ухсай впервые ясно почувствовал, что обязан продолжить дело так рано ушедшего К. Иванова. Третий ведущий: В 1928 году Ухсай поступил на подготовительное отделение Уфимского института народного образования, а через год перешел на курсы по подготовке в ВУЗ. Четвертый ведущий: В Уфе для него открылся огромный книжный мир. По вечерам в общежитии, когда все спали, Ухсай садился писать стихи. Изливал свою грусть по полевым просторам. Его первое стихотворение «Полюбил я вас, поля», появилось в 1929 году в журнале «Сунтал», который издавался в Чебоксарах. Стихотворение ««Полюбил я вас, поля» читают на чувашском и русском языках Первый ведущий: В 1930 году Ухсай поступает в Московский университет. Поистине сказочный мир открыло начинающему литератору изучение русского языка, любовь к русской литературе (к Пушкину, Лермонтову, Некрасову, Толстому). Второй ведущий: Серебром луны река сверкает, Лес притих на берегу реки. Я иду и про себя читаю Лермонтова дивные стихи. И как будто он шагает рядом Дружески беседуя со мной. И на Волгу смотрит долгим взглядом Он такой далекий и родной. Третий ведущий: Поэт не мог оставаться в книжном мире в отрыве от народной жизни. В 1933 году он покидает Москву и уезжает в Родные сильбийские места. Четвертый ведущий: Подлинная любовь к матери – земле, к людям, обрабатывающим и украшающим ее – важная тема всего творчества Ухсая. В поле, в лесу, на реке Ухсай как бы чувствует себя в окружении живых существ, которые одному ему ведомым языком открывают перед ним тайны: Первый ведущий: Старая ива шелестом листьев что-то напевает ему; Второй ведущий: Чистый родник своим звонким журчаньем просит отведать его целебной воды; Третий ведущий: Птичка-щебетунья своим пением веселит сердце, учит понимать тайну красоты. Под фонограмму звучат птичьи голоса. Ученик читает стихотворение «В лесу решил я палку срезать» Дети исполняют чувашскую народную песню «Хитре, хитре» Первый ведущий: 1941 год… Мирный созидательный труд советских людей был прерван вероломным нападением фашисткой Германии. Ухсай принимал непосредственное участие в сражениях, стихи писал от случая к случаю, отдавая весь творческий пыл солдатской газете. Поэт видел истоптанные вражескими сапогами донские степи, горящий Воронеж, пепел Белгорода, но никогда вера в грядущую победу не покидала его. Второй ведущий: Ухсай часто обращался к традиционным в чувашском фольклоре образам летящих журавлей, мирных голубей, очистительного дождя и через них показывает, что сама природа, земля выступают против фашистских варваров. Ученик читает стихотворение «Карти-карти кикак хур-кайăк» с переводом Третий ведущий: После войны – самое главное – быстрее восстановить разоренное войной хозяйство. Как депутат Верховного Совета Республики он помогает строить школы, жилые дома. Восстановление и расширение садов, охрана лесов, борьба за чистоту рек – все эти вопросы в поле его зрения. Чтение отрывка из поэмы «На вершине Гусли горы» Четвертый ведущий: Ухсаем написано немало произведений во всех жанрах поэзии, включая драмы, трагедии, романы в стихах. Самые знаменитые поэмы «Дед Кельбук», «Земля», «Черная судьбина», «Тудимер», роман в стихах «Перевал». Его трагедия «Тудимер» рассказывает о боевом содружестве вождя крестьянского движения Пугачева и его соратников – башкира Салавата Юлаева и чувашского атамана Тудимера. В Трагедии «Тудимер» выведен образ воеводы Галахова, безжалостно притесняющего башкирских чуваш. Его отряд дотла сжигает чувашские селения, у отца Тудимера они вырывают язык, а сам Тудимер спасается от неминуемой казни бегством к Салавату Юлаеву. Постановка трагедии «Тудимер» На сцену выходят мальчик с девочкой Мальчик: Ухсай – замечательный поэт. Он удивил меня тем, что он так красочно писал стихи о природе, о земле, о людях. Я сидел и долго думал о таланте поэта. Мне самому захотелось писать стихи. А знаешь, у меня появились первые строчки. Девочка: Правда? Тогда читай. Мальчик: Я так хочу, чтобы навеки Нами был любим чувашский край. Давай ценить, беречь леса и реки, Как делал это наш поэт Ухсай. |
|